Год педагога и наставника
Все начинается с любви
Переверзева Галина Александровна,
учитель иностранного языка
МБОУ «Курасовская СОШ»
Уча других, мы учимся сами
Сенека
Указом Президента Российской Федерации 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника.
Сколько помню себя, с малых лет, всегда рядом два человека – дедушка и мама. Оба – учителя. Он, Подколзин Тимофей Прокофьевич, учитель биологии. Она, Шилова Раиса Тимофеевна,учитель русского языка и литературы. Они всегда были для меня примером, такими людьми, какой я хотела быть сама: справедливой, доброй, отзывчивой, но в то же время строгой и требовательной.
Они всегда говорили со мной всерьез, как с равною себе, а не как с малым ребенком. Я это очень тонко чувствовала, и это вызывало во мне гордость и особенную любовь – «любовь – преклонение». И еще я помню книги – на столе, в книжных шкафах, на полках. И здесь была особая любовь –«любовь – преклонение» перед книгой – источником знаний. Я –тоже учитель, воспитатель детских душ. И у меня есть своя особая любовь - любовь к детям, к профессии, творческому труду, к добру, честности, порядочности.Настоящее счастье – служить людям. Найти призвание, утвердиться в нем –источник счастья.
«Призвание» – это что-то преходящее к человеку извне. «Это маленький росток таланта, превращающийся в могучее дерево на благодатной почве трудолюбия», -сказал великий педагог Василий Сухомлинский. Учителю дано великое предназначение – воспитывать в ученике Человека. Инженером можно стать за 5 лет. Учиться же на Человека надо всю жизнь. Учитель творит Человека.
Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью человечность. Каждая крупинка человеческой красоты учеников – это бессонные ночи учителя, седины, безвозвратно ушедшие мгновения его личного счастья. Но ведь в чем парадокс? Забывая о себе, думая о других, невольно приобретаешь счастье личной жизни. Обычно говорят, что дерево сильно своими корнями, а учитель своими учениками. Работа педагога – это прежде всего напряженный труд сердца и разума. Как часто, идя в класс, мы заставляем себя оторвать глаза от бед и ран собственного сердца, сжать свою душу, направить свои мысли в то русло, по которому им нужно идти.
В облике своего воспитателя дети должны видеть безграничную преданность науке.
Школьников покоряет влюбленность учителя в знания. Я люблю свой предмет и стараюсь привить своим питомцам любовь к мелодичной французской речи, уважение к родине Шиллера, Гете, Гейне.Я стараюсь развивать у своих учеников творческие способности, пытливость ума, желание самосовершенствоваться, сделать процесс
обучения иностранным языкам посильным и радостным. Познать мир через языки – мой педагогический долг. Я стараюсь идти в ногу со временем. Формируя гуманную всесторонне развитую личность, стремлюсь не только научить детей свободно владеть языком, но и увидеть общее и индивидуальное в культуре других народов, осознавать ценность каждой культуры в мировом пространстве.
Коммуникативный метод, метод проектов, традиционные и активныеформы проведения уроков, развитие интереса к языку через театрализованные уроки, развитие кругозора учащихся через страноведческий материал и расширение словарного запаса, использование информационных технологий – это то разнообразие методов работы, за что я бесконечно люблю свой предмет. На уроках мы с учениками испытываем радость человеческого общения, радость познания мира.
Завтра – новые уроки, новые встречи, новые радости и огорчения, минуты сомнения и удивления. Завтра я вновь сделаю еще один шаг в будущееи поведу за собой своих питомцев, освещая дорогу светом знаний своих учеников. Хотя нет. Мы будем идти рядом, учиться друг у друга открывать тайны, путешествовать за трудноуловимой
истиной, порой прикасаться к неприкосновенному, творить, побеждать и любить.
Все начинается с любви…
Твердят: «Вначале было слово».
А я провозглашаю снова:
«Все начинается с Любви!
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа
Глаза цветов, глаза ребенка –
Все начинается с любви»
Культурное наследие семьи Косовых
Творчество… Сегодня, пожалуй, как и много лет назад, нет слова более популярного. Особенно часто звучит оно, когда речь идёт об учителе.
Высокая эрудиция, широкий кругозор, творческий порыв, энтузиазм человека – отличительные черты Косовой А.П., ветерана педагогического труда, в прошлом учителя русского языка и литературы Курасовской средней школы Ивнянского района Белгородской области. 1 августа 2022 года ей исполнилось 86 лет. Внимание к ученику, забота об ученике, любовь к ученику – это старая педагогическая заповедь, служившая для неё главным критерием в работе.
Антонина Прокофьевна - очень светлый человек, добрая и строгая, в любой ситуации старается найти компромисс. За годы педагогической деятельности она многократно награждалась различными благодарностями, грамотами, имеет значки «Победитель соревнования», «Ударник 10-й пятилетки», «Отличник народного просвещения». Портрет педагога был занесён на районную Доску Почёта. Ей присвоено звание «Старший учитель».
О работе Антонины Прокофьевны в 1981 году выпущена брошюра «За творческий педагогический труд». Тогдашний директор Курасовской школы Шеховцова А.Я. к этой брошюре сделала запись: «Р. Гамзатов. «Мы все умрём… Людей бессмертных нет. Всё это нам известно и не ново, но мы живём, чтобы оставить след: тропинку, дерево иль слово…». Эти строчки очень точно передают жизненную позицию педагога: передать в наследство, на память всё то, что она сохранила, чтобы люди не забывали свои корни.
В течение 30 лет Антонина Прокофьевна помогала своему мужу Косову Николаю Стефановичу, краеведу, фотографу, художнику, коллекционеру и педагогу, собирать экспонаты для сельского музея. Его картины, рисунки, фотоработы, декоративные изделия неоднократно экспонировались на районных, областных и всероссийских выставках самодеятельного творчества, за что он имел десятки грамот, дипломов, призов.
Имя Косова Н.С. по праву можно считать одним из символов культуры Ивнянского района. Его знали в каждом селе.
О Косове Н.С. можно сказать, что этот человек с огромным добрым сердцем, которому были чужды любые ссоры и разногласия, конфликты. От него всегда исходило умиротворение, оптимизм, неподдельная доброта и радость за успехи других людей. Он являлся создателем районного краеведческого музея. А Антонина Прокофьевна являлась хранительницей домашнего очага, незаменимым его другом и первым помощником, тоже человек культуры. За благотворительную деятельность в 2014 году ей было вручено Благодарственное письмо отдела культуры, а 18 мая 2016 года, в Международный день музеев, - Благодарственное письмо Ивнянского историко-краеведческого музея за вклад в развитие музейного дела, сохранение культурноисторических традиций района.
В Курасовской средней школе среди старшеклассников был проведён классный час «Ты и твоя будущая профессия» с использованием краеведческого материала. В качестве почётного гостя присутствовала Косова А.П.
Выступая перед учениками, она рассказала о своей работе в школе, акцентировала внимание на роль учителя в современном обществе. Антонина Прокофьевна обратила внимание на то, что её супруг работал учителем черчения и изобразительного искусства, был руководителем школьного кружка, и многие ребята пошли по его стопам, что её очень радует. Также много последователей-учителей и у Антонины Прокофьевны, чем она очень гордится.
Не одно поколение селян часто встречали невысокого, худенького, приятной наружности мужчину с фотоаппаратом на шее и папкой через плечо.
Фотоаппарат тогда был редкостью, поэтому ученикам хотелось подольше постоять с художником, чтобы издали посмотреть на чудо-прямоугольник с большим зрачком посередине. Искренне, по-детски любили школьники той поры фотографа, как родного человека, окружали со всех сторон, мешая его работе. А он, вместо того, чтобы ругаться, находил для каждого нежное слово и ласково улыбался, предлагая позировать на фоне речки, луговых цветов, даже колючек с крапивой. Получались замечательные фотографии!
Выпускники школы помнят незабываемые походы на природу, которые навсегда останутся в сердцах детей тех прекрасных лет. Ученики ходили и собирали разные коренья, выпиливали палочки и с радостным восторгом бежали к Николаю Стефановичу, чтобы он их похвалил за удачную находку. А потом в руках мастера все эти заготовки превращались в фигурки животных, сказочные персонажи, забавных человечков.
Да, Косов Н.С. очень любил природу. Его супруга вспоминает: «Он берёг каждый сучок, каждую былинку. Переживал за всё: за сломанную веточку, за сорванный цветок, за погибшую птицу, рыбу, кошку, собаку. Лечил всех. К нам несли дети всех лечить… Его уже нет, а посаженные им деревья и цветы растут и цветут. Вечнозелёные ёлки напоминают о том, что добрые дела не умирают. Жив и сад, который он посадил. Он не мог просто жить без поля и леса. Говорил: «Я сегодня ездил (или ходил) поклониться полю и лесу. Он часто рисовал и фотографировал колхозные поля, работал на уборке, полол свёклу. Старался детям привить любовь ко всему».Косов Н.С. был спокойным, добрым и мудрым. Именно так прошёл и завершил свой жизненный путь этот замечательный человек, оставивший о себе светлую память на земле. На протяжении всей его жизни его понимала, ценила, делила с ним все радости и печали Антонина Прокофьевна, которая и сейчас, когда его уже нет с нами, остаётся верна памяти этого человека.
Курасовцы помнят первый музей Косова Н.С., который располагался на веранде в его доме, недалеко от школы. Со временем экспонаты музея заполонили весь дом Косовых, а супруги расположились только в одной комнате.
Сюда на экскурсию шли ученики, учителя, жители села. Чуть позже, когда была построена новая школа, было выделено место для школьного музея, который и сейчас находится в том же кабинете.
В нашем музее находятся коллекции фотоаппаратов, статуэток и книг Косова Н.С., переданных Косовой А.П. В школе организуются фотовыставки и выставки рисунков и картин нашего земляка. В этом учебном году Антонина Прокофьевна дополнила школьный музей 5 картинами мужа, которые находились в семейном архиве. Экспозиция работ Косова Н.С. пополнилась новыми экземплярами, которые заняли почётное место в школьном музее.
Изучая сведения о жизни и судьбе краеведа Косова Н.С. и его место в культурной жизни нашего края, убеждаешься в том, что чем дальше заходишь в неповторимую высокую обитель творчества труженика пера, видишь, что эпоха подарила нам прекрасного и своеобразного человека на Ивнянской земле, которого по праву можно считать деятелем культуры и искусства Белгородчины. Посещая школьный краеведческий музей, Косова А.П. каждый раз выражает благодарность коллективу учителей и учащихся за то, что они бережно хранят память о своих земляках, ведь их жизнь и деятельность - это наше историческое наследие.
Совершенный учитель
Учитель – социально значимая профессия. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. В этом заключается социальная функция педагога.
Педагог, содействуя формированию человека, как создателя всех материальных и духовных ценностей, прямым образом влияет на развитие государства, приобщает детей ко всем достижениям мировой культуры и, тем самым, создает предпосылки для дальнейшего прогресса общества.
Выбор профессии в жизни каждого человека – это, в известной мере, выбор судьбы. Из всех профессий, которыми располагает современный мир, пальма первенства принадлежит учителю, потому что именно он воспитывает и учит будущих хлеборобов, металлургов, машиностроителей, врачей, лётчиков, артистов…Всех!
Сегодняшнее повествование об учителе, который выбрал профессию по зову души и сердца.
Чупахин Александр Валентинович родился 5 июня 1972 года в селе Владимировка Ивнянского района Белгородской области. Выпускник Курасовской средней школы. На выпускных экзаменах по всем предметам показал отличные знания. Любовь к математике привила его учитель Раиса Федоровна Полуляхова, которая была влюблена в свой предмет и в свою профессию.
С 1989 года по 1994 год Александр – студент Белгородского педагогического института имени М.С. Ольминского.
С 15 августа 1994 года по 17 августа 2017 года - учитель математики МБОУ «Курасовская СОШ».
Казалось бы, голые факты: цифры, даты, названия населенных пунктов и учебных заведений. Но за ними – человеческая жизнь, с проблемами, жизненным выбором, целями и задачами.
Вообще, Александр Валентинович – человек, умеющий ставить цели и их достигать. Каждым своим уроком, каждым проектом он доказывает свой высокий профессионализм, совершенное знание программного материала, владение методикой преподавания предмета, акцентирует внимание на исследовательской деятельности учащихся.
Его дочь пошла по стопам отца, с отличием закончила бакалавриат и магистратуру факультета математики естественно-научного образования НИИ «БелГУ», два года работала учителем математики в Курасовской средней школе, а затем преподавала математику в Кабардино-Балкарской республике, где служит ее муж. В настоящее время находится в декретном отпуске.
Чупахин А. В. пользуется уважением учеников, их родителей, коллег. «Александр Валентинович –преподавал нам математику,- рассказывает о любимом учителе выпускница школы Лилия Медведева. - Я считаю, что математика - очень нужная наука. Без знания математики нельзя понять ни основ современной техники, ни того, как ученые изучают природные явления. Даже в быту математика нам необходима. Я часто вспоминаю уроки математики, доходчивые объяснения, эрудицию учителя. Он прекрасно знает свой предмет, любит свою профессию, любит и понимает детей, с уважением относится к окружающим людям».
Из характеристики начальника МКУ «Управление образования» Татьяны Дмитриевны Билецкой: «Чупахин Александр Валентинович – педагог творческий, инициативный, стремящийся к новаторству. Он постоянно ищет и находит пути повышения педагогического мастерства. Чупахин А. – грамотный, тактичный, мудрый человек и руководитель, патриот своей школы.
Главным принципом своей работы считает создание ситуации успеха.
Демократический стиль управления директора, ориентирующий коллектив на доверительные отношения способствуют созданию доброжелательной школы.
Александр Валентинович является победителем многих конкурсов в регионе и в России, вошел в число 50 лучших учителей мира. В течение года жил в Японии. По предложению МИД работал в школе при посольстве России в Токио учителем математики».
Главной целью своей работы педагог считает формирование творческой личности ученика. У педагога накоплен большой опыт в применении современных образовательных технологий. Его актуальный педагогический опыт по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроке математике через использование технологии проблемного обучения» обобщен и внесен в 2007 году в областной банк управления образования и науки Белгородской области.
Чупахин А. В. являетсяпобедителем Всероссийского творческого конкурса «Учитель - Учителю» в номинации «Урок Просвещения». За разработки уроков к учебникам издательства «Просвещение» школа, где работает педагог, получила комплекты учебно-методической литературы и годовую подписку на журнал «Вестник образования». В 2007 году стал победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации на получение денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование области и получил президентский грант, а за победу в номинации «Надежда Белгородского учительства», имея второй результат среди 111 конкурсантов области, стал обладателем ноутбука. В этом же году стал дипломантом областного конкурса «Учитель года».
Александр Валентинович активно включился в школьный эксперимент по теме «Формирование исследовательской компетенции обучающихся как условие развития личности». Разработанные им методические материалы по истории математики во Всероссийском творческом конкурсе «Учитель - Учителю» заняли 3 место в номинации «Портфель учителя». За материалы из опыта работы удостоен диплома лауреата конкурса образовательных разработок, пособий, проектов и программ по обеспечению исследовательской деятельности учащихся. Также он стал обладателем диплома I степени первого Всероссийского конкурса «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях» Федерального агентства по образованию, представив материалы из опыта работы, за что школа получила годовой комплект журнала «Современный урок».
Александр Валентинович старается не останавливаться на достигнутом. В 2008 году в Москве в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» занял 2 место. В 2009 году принял участие в региональном конкурсе «Методический портфель учителя математики» и признан его победителем, набрав 44 балла из 45 возможных. Активно сотрудничая с издательством «Просвещение», получил предложение принять участие во Всероссийском эксперименте по апробации учебно-методических комплектов по математике. За цикл выполненных работ по апробации УМК имеет благодарность издательства «Просвещение». От главного редактора этого издательства М.Р. Леонтьевой получил благодарственное письмо за участие в экспертной оценке Примерной Программы по математике основного общего образования.
В 2009 году получил известие о присуждении Международной премии имени Николая Рериха в номинации «Педагогика и просветительство». На торжественной церемонии в Санкт-Петербурге директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский, председатель Попечительского совета Международного благотворительного фонда «Рериховское наследие» В.Н.Троян и президент Международного Благотворительного фонда «Рериховское наследие» А.А. Бондаренко вручили Александру Валентиновичу диплом, медаль, нагрудный знак и удостоверение о награждении Международной премией имени Николая Рериха. В своём выступлении председатель Правления Всемирного клуба петербуржцев В.Т. Орлова отметила, что его кандидатура членами Оргкомитета была единогласно признана достойной в получении Международной премии имени Николая Рериха. Эту награду всего получили 5 человек.
В 2010 году его имя занесено в педагогический альманах «Учителями славится Белгородчина». В 2011 году нашему педагогу присвоено Почётное звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации», а в 2012 году он награждён медалью «За службу образованию» Благотворительного фонда наследия Менделеева.В 2013 году, участвуя в международном дистанционном конкурсе педагогического мастерства, занял 1 место в номинации «Мой открытый урок» и 2 место в номинации «Эссе: Я – учитель». В 2014 году назван в числе лучших по итогам регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Его имя занесено в книгу почёта «Лучшие педагоги России и зарубежных стран».
Особое внимание Александр Валентинович уделяет работе с одарёнными детьми, проводит с нами познавательные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей. Своими успехами показывает пример своим подопечным. Всегда говорит ученикам, что каждый человек с раннего возраста должен пробовать свои силы в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. Его ученикипостоянно занимают призовые места на районных олимпиадах по математике, имеют хороший результат в общероссийских предметных олимпиадах и конкурсах: «Олимпус», «Мультитест» и «Альбус» Института Развития Школьного Образования.
Являясь в течение многих лет руководителем школьного научного общества учащихся (НОУ), старается профессионально организовывать его деятельность. Выступил инициатором проведения в школе заочных международных конкурсов: «Кенгуру» по математике, «Русский медвежонок – языкознание для всех» по русскому языку, «Золотое руно» по истории мировой художественной культуры, а также Всероссийских:«Человек и природа» по естествознанию, «Британский бульдог» по английскому языку. За содействие в организации этой работы получил благодарственные письма Российского оргкомитета указанных конкурсов. В международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» ежегодно участвует большинство его учеников, многие из которых, добившись высоких результатов, заносятся в списки лучших по региону и России. Он стал инициатором проведения в школе заочного тестирования «Кенгуру» выпускников - независимой проверки учащимися своих знаний по математике перед итоговой аттестацией. «Успехи моих учеников-это, конечно же, и мои успехи!», - говорит А.В. Чупахин.
В 2014 году опыт работы Чупахина А.В. обобщён и представлен на Всероссийском уровне профессионального мастерства педагогов в ЦПИ им. К.Д. Ушинского «Новое образование», опубликован в электронном СМИ «Кладезь знаний», размещён на сайте Metod-kopilka.ru и на четырёх сайтах Межшкольной Интеллектуальной Ассоциации Педагогов России (МИАПР).
Хорошие знания по математике показывают учащиеся выпускных классов на итоговой аттестации.Итоги ЕГЭ И ОГЭ свидетельствуют о том, что большинство выпускников показали результат выше среднеобластного, хорошо овладелипрактически всеми контролируемыми элементами содержанияматематического образования и проявили способность к решению задач, требующих применять математику в нестандартной ситуации. У учителя сложилась методическая система, основу которой составляет инновационный характер деятельности.Его методическая разработка «Математика в историческом развитии», сочетающаяся с новыми образовательными стандартами, размещена на информационно-образовательном портале издательства «Дрофа» и опубликована во Всероссийском электронном журнале «Педмастерство» и электронном СМИ «Кладезь знаний». Разработанные им материалы имеют завершённость, самостоятельный характер, выполнены на высоком профессиональном уровне, поэтому рекомендованы к внедрению в учебный процесс.
Чупахин А.В. уделяет особое внимание компьютерной грамотности и коммуникативной образованности школьников как компетенциям, обеспечивающим успешность, которые, по его мнению, формируются в условиях применения информационно-коммуникационных технологий. Практически всю урочную и внеурочную деятельность он строит на широком использовании ресурсов сети Интернет.
С 2005 года Чупахин А.В. до отъезда в Японию являлся экспертом областной комиссии по проверке работ ЕГЭ по математике. В настоящее время он снова является экспертом. В течение многих лет – член районной комиссии по проверке олимпиадных работ, возглавлял педагогическую мастерскую среди учителей физико-математического цикла школ района, принял участие в экспертной оценке Примерной программы по математике основного общего образования в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения». Имеет благодарственное письмо издательства «Просвещение» за эффективное участие в данной работе.
Особое внимание педагог уделяет работе с одарёнными детьми, является руководителем научного общества учащихся. Его ученики стали победителями и призёрами математических конкурсов и олимпиад различного уровня, за что имеет благодарственные письма многих ведомств. Ежегодно в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике учащиеся занимают призовые места. Старшеклассники имеют хороший результат вМежрегиональной олимпиаде школьников по математике «САММАТ» и Межрегиональной олимпиаде школьников по математике «Будущие исследователи - будущее науки», проводимой БГТУ имени В.Г. Шухова.
Есть призёры среди участников Всероссийской олимпиады по математике Центра поддержки талантливой молодёжи, Всероссийского Турнира имени М.В. Ломоносова и Всероссийского математического конкурса «Ребус».
Учащиеся средних классов вошли в число лучших по итогам общероссийских конкурсов «Мультитест» и «Альбус» и общероссийской олимпиады «Олимпус» по математике. Особо учащиеся заинтересовались задачами Всероссийского молодёжного математического чемпионата и Международной олимпиады по математике «Формула Единства» / «Третье тысячелетие». Как педагог дополнительного образования, Чупахин А.В. вовлекал учащихся в конкурсы и олимпиады по краеведению, прививал школьникам любовь к истории родного края, есть победители и призёры на уровне региона и России. Его сын Виталий унаследовал это увлечение, с 1 по 10 класс учился в Курасовской средней школы, в 11 классе обучался в СОШ при Посольстве России в Японии, которую окончил с медалью «За особые успехи в учении». В школьные годы неоднократно становился победителем и призером краеведческих мероприятий разного уровня.
После окончания историко-филологического факультета НИУ«БелГУ» работает преподавателем истории, обществознания и права в ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж».
Чупахин А.В. - победитель районного конкурса «Учитель года», победитель Всероссийского творческого конкурса «Учитель-Учителю - 2006, 2007».
Являясь победителем конкурса лучших учителей в рамках ПНПО 2007 года, получил президентский грант, а за победу в номинации «Надежда Белгородского учительства» стал обладателем ноутбука. Педагог Чупахин является дипломантом областного конкурса «Учитель года-2007» и обладателем диплома 1 степени первого Всероссийского конкурса «Организация учебновоспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях» Федерального агентства по образованию. В 2008 году в Москве в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» занял 2 место. Он - лауреат Всероссийского конкурса образовательных разработок, пособий, проектов и программ по обеспечению исследовательской деятельности учащихся. В 2009 году Чупахин А.В. стал победителем регионального конкурса «Методический портфель учителя математики».
Чупахин Александр Валентинович - лауреат Международной премии имени Николая Рериха в номинации «Педагогика и просветительство» 2009 года, которая является высоким символом, отмечающим особые заслуги в сфере служения культуре и общественному благу. В 2010 году его имя занесено в педагогический альманах «Учителями славится Белгородчина». В 2011 году ему присвоено Почётное звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации». В 2012 году Чупахин А.В. награждён медалью «За службу образованию» Благотворительного фонда наследия Менделеева. В 2013 году, участвуя в международном дистанционном конкурсе педагогического мастерства, занял 1 место в номинации «Мой открытый урок» и 2 место в номинации «Эссе: Я – учитель». В 2014 году его имя внесено в книгу почёта «Лучшие педагоги России и зарубежных стран». Он назван в числе лучших по итогам регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя-2014». В 2015 году педагог Чупахин стал победителем Всероссийского творческого конкурса для детей и педагогов «Зимнее вдохновение» (номинация «Педагогический проект») и «Весеннее вдохновение»(номинация «Моя презентация»), а также Всероссийского конкурса учителей с международным участием в номинации «Мой творческий урок».
Чупахин А.В. – победитель муниципального и регионального этапов Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодёжью на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» на 2015 год в номинации «Лучшая программа по духовнонравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодёжи».Он - победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшимиучителями Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование»2015 года.
В 2015-2016 учебном году Чупахин А.В. вошёл в число 50 лучших учителей мира из 8000 участников 149 стран, единственный представитель России. Он получил мировую известность. О нём писали во всех газетах, показывали репортажи по телевидению. В марте 2016 года Александр Валентинович принял участие в работе международного учительского форума в Дубае лучших учителей планеты, где благодаря своему оптимизму и организаторскому таланту сумел сыскать уважение со стороны зарубежных коллег, о чём свидетельствуют их позитивные отзывы в социальных сетях. В 2016 году детально разработанная и апробированная Чупахиным А.В. программа «Формула успеха» заняла 3 место в региональном этапе шестого межрегионального конкурса «Вифлеемская звезда» в номинации «Лучшая образовательная организация по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи», что свидетельствует о целесообразностии актуальности организации им воспитательной работы.
Чупахин А.В. – педагог творческий, высоко эрудированный, инициативный, стремящийся к новаторству. Он постоянно ищет и находит пути повышения педагогического мастерства, повышает свой профессиональный уровень. Его по праву можно считать популяризатором педагогической науки. Чупахин А.В. – опытный, увлечённый своим делом педагог, умеет вести за собой коллектив. Его творческий потенциал, неутомимая жажда знаний, постоянный поиск нового, большое стремление поделиться всем, что умеет и знает, со своими учениками и коллегами стали своеобразным фундаментом деятельности учителя, в основе которого лежит искренняя любовь к избранной профессии. Портрет Чупахина А.В. в 2016 году был занесён на районную Доску Почёта. В 2017 году он награждён Благодарственным письмом Губернатора Белгородской области.
В 2017-2018 учебном году Чупахин А.В. находился в служебной командировке в Японии, работал учителем математики в СОШ при Посольстве России в Токио. С 03 августа 2018 года работает директором МБОУ «Курасовская СОШ».
В 2019 году МБОУ «Курасовская СОШ» вошла в число 100 лучших школ России в номинации «Лучшая сельская школа», а в 2020 году стала победителем федерального конкурса грантов «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, имеющих лучшие результаты в преподавании предметных областей «Математика», «Информатика» и «Технология».
При подготовке муниципальных общеобразовательных учреждений Ивнянского района к новому учебному году Курасовская средняя общеобразовательная школа ежегодно занимает призовые места: 3 место по итогам подготовки МБОУ к новому учебному 2018-2019 уч. году, 2 место по итогам подготовки МБОУ к новому учебному 2019-2020 уч. году, 1 место по итогам подготовки муниципальных общеобразовательных учреждений к новому учебному 2020-2021 уч. году, 1 место по итогам подготовки муниципальных общеобразовательных учреждений к новому учебному 2021-2022 уч. году, 2 место по итогам подготовки муниципальных общеобразовательных учреждений к новому учебному 2022-2023 уч. году.
На базе школы в 2020-2021 учебном году успешно реализован проект «Создание школы юного блогера», в 2021-2022 уч. году успешно реализован проект «Книга Памяти». В 2021 году коллектив работников МБОУ «Курасовская СОШ» занесен на районную Доску Почета.
Чупахин Александр Валентинович имеет множество наград:
- Почетная грамота Чупахину А.В. Белгородской региональной общественной организации ветеранов (2019 г.);
- Почетная грамота за многолетний добросовестный труд в сфере образования и в связи с профессиональным праздником Днем Учителя» (2019 г.);
- Благодарность Курасовской средней школе и ее директору А.В. Чупахину телерадиокомпании «Мир Белогорья» за участие в проекте «Сельский порядок» (2020 г.).
- Свидетельство о занесении коллектива МБОУ «Курасовская СОШ» на Доску Почета муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области» (2021 г.);
- Благодарственное письмо МБОУ «Курасовская СОШ» (директор – Чупахин А.В.) за многолетний добросовестный труд и в связи с праздником Весны и Труда (2021 г.);
- Диплом о награждении МБОУ «Курасовская СОШ» (директор – Чупахин А.В.) за 1 место в областном конкурсе на лучшее благоустройство территорий образовательных организаций в 2021 году;
- Благодарность Губернатора Белгородской области (2021 г.) за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм и значительный вклад в развитие Ивнянского района Белгородской области;
- Благодарность председателя Президиума ассоциации «Совет муниципальных образований Белгородской области (2021 г.) за профессионализм в работе, вклад в развитие местного самоуправления на территории Белгородской области и в связи с Днем местного самоуправления;
- Диплом за 1 место в областном смотре-конкурсе на лучшее благоустройство территорий образовательных организаций» (2021 г.);
- Благодарность Чупахину А.В. председателя Белгородской областной Думы за добросовестный труд, высокий профессионализм, большой личный вклад в социально-экономическое и культурное развитие Курасовского сельского поселения (2022 г.);
- Почетная грамота Чупахину А.В. Министерства образования Белгородской области за многолетний плодотворный труд, достигнутые успехи в профессиональной деятельности (2022 г.).
За всеми этими наградами – ежедневный творческий титанический труд. Жена, Чупахина Раиса Павловна, тоже педагог по специальности "биолог-психолог», всегда была и остается первым помощником во всех делах Александра Валентиновича. Раиса Павловна за свой труд удостоена многочисленных наград. Совместный трудовой стаж
этих замечательных учителей составляет 55 лет! Эти удивительные люди ни на один день не изменили своей профессии. Дети Юлия и
Виталий продолжают учительскую династию Чупахиных. Они по праву могут гордиться своими родителями! Слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого точно характеризуют основного героя нашего повествования Чупахина Александра Валентиновича: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет любовь к ученикам, как мать и отец, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, это настоящий учитель».